Ольга Берггольц (32 года) - Поэтесса, прозаик, свидетель блокады Ленинграда. "Вчера у меня было новоселье и первая «среда». Был Вишневский — весь в орденах и медалях, с Масей, Сашка Штейн, Крон, Азаров, Ивич, Успенский, декоративно-бородатый Морщихин с Асей.Сашка Штейн читал свой сценарий «Балтика, вперед», потом выпили, закусили, поговорили, потом, когда все ушли, остались Успенский и Ивич и еще поговорили. Кажется, — все было хорошо, и гости говорили разные комплименты, а у нас с Юрой осталось тяжелое ощущение какой-то общей неискренности всего произошедшего, точно все (и мы в том числе) — играли в этот прием и, играя, лгали. Сама не могу понять, в чем дело, — конкретно? Видимо — и в том, что сценарий Штейна плох, а мы и другие не сказали этого ему.И самое главное, что сценарий плох не сам по себе, а ровно настолько же, насколько плоха вся наша литература, — создающая подобия, а не жизнь. У А Штейна соблюдено всё, — и не возразить ничего против: моряки, — они любят корабль, море, они храбро дерутся, — они совершают блистательные поступки, защищая Ленинград, — все, всё правда, а в то же время так, как у него, — липа.Видимо, дело в том, что он — ремесленник, что он мало талантлив, что он озабочен главным образом личным благополучием — физическим и моральным, — вот, перепросился в Москву, изображая это дело как то, что «меня вызывают, а я —человек военный», — а на самом деле, конечно, надоело в Ленинграде... Но считает нужным ханжить, т. к. боится «общественного мнения»... Возражать против его сценария — это возражать против всей нашей сегодняшней официозной литературы, или почти всей, а это — бессмысленно. Кто же будет в союзниках нового лит «направления»? Вишневский, который сам так пишет и живет? Успенский — очень умный и образованный человек, — который не находит в себе гражданского мужества, чтоб сказать, что «повесть» Мирошниченко — дрянь и предательство искусства, а правит ее? Поэтому мы с Юркой тоже насчет сценария помычали, кое-что покритиковали, и никто не говорил «по-гамбургски». М б, для гамбургского счета нужен более узкий круг людей? Или он вообще невозможен? Ведь «Зоя» Алигер то же самое, что и сашкин сценарий, а ее поднимают, дали ей сталинскую...Насколько наш сценарий резко, полярно отличен от штейновского! М б, это и неудача, но неудача в пределах искусства и правды, — и то уж хорошо."